Пластическая хирургия Пирогова
Рассмотрим, какое значение имеет пластическая хирургия Пирогова. В России в XIX столетии пластической хирургией занимались Е. М. Пеликан (отец), П. А. Дубовицкий, В. А. Караваев, Н. И. Пирогов и Ю. К. Шимановский.
[[MORE]]
Трудами великого российского хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810 – 1881) была заложена анатомическая основа развития хирургии в России. Н. И. Пирогов был новатором в области восстановительной хирургии, а также родоначальником травматологии и реконструктивной хирургии стопы.
Портрет Николая Ивановича Пирогова (1810 – 1881) работы И. Е. Репина (1881)
Пластическая хирургия Пирогова. Зарождение и развитие в России кожной пластики лица, особенно пластики носа, также связаны с именем II. И. Пирогова. В зависимости от характера и локализации дефектов носа Н. И. Пирогов производил 5 вариантов ринопластики: подшивание случайно отрезанного носа, восстановление отдельных его частей (крыла, перегородки), исправление формы, восстановление отсутствующего носа и др. Известна, например, операция Н. И. Пирогова по удлинению носа. При тотальной ринопластике он пользовался оригинальной формой лоскута со лба, разработал систему «последовательного перемещения лоскутов», «формирование свода», «приемы образования крыльев носа» и др. К сожалению, описания таких операций не сохранились.
Будучи профессором Медицинской академии в Петербурге, свою пробную лекцию он посвятил малоизвестной тогда теме «О пластических операциях вообще и ринопластике в особенности» (1835). В лекции подробно излагалась история развития пластической хирургии, в особенности ринопластики, обобщался собственный опыт по пластике носа индийским способом. Лекция сопровождалась демонстрацией основных этапов операции на манекене из гуттаперчи. По данным П. А. Белогородского, современника Н. И. Пирогова, только за период с 1836 по 1856 год он сделал более 35 полных и частичных операций пластики носа. Для тех времен эта цифра свидетельствовала о большой хирургической активности. Были даны теоретические основы пластической хирургии, отдельные положения которых созвучны современным взглядам. По мнению Н. И. Пирогова, при всех пластических операциях необходимо избегать натяжения тканей, сшивать не только кожу, но и глубжележащие ткани, а также подкожную клетчатку. В случае ранения мягких тканей на голове и на лице он добивался первичного заживления раны, стягивая края раны липким пластырем. Вторичную пластику Николай Иванович рекомендовал производить после заживления грануляционной раны.
Сшивая раны, Н. И. Пирогов пользовался карлсбадскими булавками и узловыми швами. Им был разработан ряд правил их наложения во время операции. После удаления булавок и швов накладывалась повязка с раствором азотнокислого серебра. Это позволяло в доасептическую эру избегать воспалительных осложнений.
Н. И. Пирогов часто выступал с докладами, демонстрируя больных перед хирургами. На заседании общества врачей в Петербурге Н. И. Пирогов сделал, например, доклад «Пятнадцатая операция ринопластики у 18-летнего скрофулезного юноши». Он демонстрировал перед врачами также больную с дефектом носа, оперированную индийским способом, а позже сообщил результаты повторной ринопластики у этой больной в связи с заращением носовых отверстий, подтверждая тем самым особую сложность пластики носа у таких больных.
Н. И. Пирогов внес определенный вклад в онкологию челюстно-лицевой области, производил оперативное лечение врожденных пороков лица. Уже в своих первых трудах «Анналы хирургического отделения клиники университета» в Дерпте (1837 – 1839) он описал отдельные операции, например, по поводу раковой опухоли верхней челюсти, после иссечения которой была произведена первичная пластика кожей, взятой с области шеи и лба. Также было сообщено о произведенной им операции по поводу обширной гемангиомы шеи и затылка у грудного ребенка.
Особенно много Н. И. Пирогов оперировал больных раком нижней губы, в зависимости от распространенности процесса применяя разные варианты первичной хейлопластики. Например, при раке, захватывающем всю губу, он использовал для пластики кожные лоскуты на питающей ножке с шеи. Им описана оригинальная операция пластики губы кожей подбородка с помощью 2 полулунных разрезов. При раке нижней губы для первичной пластики он также использовал ткани щек. Именно при операции по первичной пластике после удаления опухолей лица Н. И. Пирогов впервые применил общее обезболивание эфиром в виде внутриректального наркоза.
Н. И. Пирогов производил и оперативное лечение врожденных пороков лица, отдавая предпочтение операциям в раннем детском возрасте (4 недели). Благодаря экспериментам, анатомическим исследованиям и богатой практической деятельности Н. И. Пирогова пластическая хирургия лица была поставлена на научную основу.
Примечательно то, что свои первые пластические операции Н. И. Пирогов выполнил, вернувшись из длительной стажировки в Германии, где он работал с основателями современной пластической хирургии С. F. von Graefe, J. F. Dieffenbach и В. Langenbeck.
Одним из последователей Н. И. Пирогова следует назвать другого основоположника русской пластической хирургии Юлия Карловича Шимановского (1829 – 1868), автора известной книги-атласа «Операции на поверхности человеческого тела», вышедшей в 1867 году, где он обобщил опыт хирургов разных стран по восстановительным операциям на лице. В 1865 году К. Ю. Шимановский предпринимал первые попытки восстановить кожную часть перегородки носа, применив для этой цели кожу центрального отдела верхней губы.
Юлий Карлович Шимановский (1829 – 1868)
Лоскуты, описанные Ю. К. Шимановским для реконструкции подбородка в его книге «Операции на поверхности человеческого тела»